Doc-Humanity. Маурицио Феррарис. JCB Mohr (Paul Siebeck) 2022.
Оригинальное название: Докумедиа. Философия нового мира Маурицио Феррариса.
Серия «Реальность и герменевтика» поддерживается факультетом искусств и гуманитарных наук.
Док-человечество – это то, во что мы начинаем превращаться теперь, когда производство товаров отведено машинам и всё, что нам, людям, остается делать – это генерировать документы о том, кто мы, чего мы хотим или не хотим, чего мы знаем или думаем, что знаем.
Как бы вы ни смотрели на настоящее время, это новый век, новый мир, а также новое человечество — на самом деле, человечество не является чем-то, что когда-либо было определено раз и навсегда, но остается открытым проектом. Уже несколько десятилетий мы являемся свидетелями революции. Однако в отличие от политико-идеологических революций, произошедших вокруг Первой мировой войны, эта технологическая и гораздо более радикальная, зависящая не от убеждений людей, а от неутомимого труда машин. Рост автоматизации привел к раскрытию того, что до сих пор оставалось скрытым в мастерских homo faber.

Автор книги

Маурицио Феррарис
Профессор теоретической философии и директор Онтологической лаборатории университета Торино (Италия), приглашенный профессор Высшей школы Общественных наук в Париже. Колумнист итальянской газеты La Repubblica, автор нескольких сотен публикаций и сорока книг, переведенных на различные языки мира, среди них: История герменевтики (History of Hermeneutics,1988), Рациональная эстетика (Rational Aesthetics, 1997), Ты где? Онтология мобильного телефона (2005). Награжден итальянской премией в области философии «Viaggio a Siracusa».
Цитаты и отзывы
Кроме потребления, очень мало функций, где машина не может заменить человека, будь то материальная или духовная — машинам нужна энергия, но они могут обойтись и без нее, тогда как человек умирает, если его лишать энергии.
Машины могут производить бесконечно больше и лучше, чем люди, но ни одна машина никогда не сможет потреблять вместо человека. Вместо этого каждый человек способен потреблять и действительно должен обязательно делать это, чтобы остаться в живых. Именно по этой причине потребление с его физиологическими потребностями и социальной мобилизацией, которую оно влечет за собой, обеспечивает цель всей производственной системы, которая в противном случае была бы бессмысленной. Таким образом, потребительство – это не просто ругательное слово, которое осуждалось, не знаю насколько искренне, в течение последних нескольких столетий, но должно рассматриваться как великий двигатель человеческого роста.
Но почему потребление должно приравниваться к производству? В этом суть всего спора, и ответ проще, чем может показаться: потому что он генерирует документы.
Долгое время производство требовало физических усилий и влекло за собой отчуждение, но теперь это не обязательно так. Прото-человечество, человечество, которое трудится на полях и в мастерских, столь же важное для индустриальной эпохи, как и за десять тысяч лет до него, все еще с нами. Но мы уже наблюдаем рост документального человечества, человечества, чья величайшая функция — создавать документы о себе — будь то второстепенные документы, такие как данные о нашей онлайн-деятельности, или важные документы, такие как духовные или культурные продукты. Все эти документы необходимы для составления профиля потребностей и поведения, последующей автоматизации производства и рационализации распределения с последующим снижением цен.
Если понимать ее истинную структуру, революция документальной среды, таким образом, создает благотворный круг между автоматизацией производства, создаваемой сбором документов, созданных людьми, и миром жизни, где происходят человеческие действия, которые питают производство документов.
- С одной стороны, автоматизация позволяет записывать, архивировать, профилировать и повторно использовать формы человеческой жизни. То, что мы называем «искусственным интеллектом», является именно этим.
- С другой стороны, весь процесс получает питание, смысл и цель от того факта, что существуют человеческие агенты, смертные организмы, которые, в отличие от машин, имеют необратимый конец (смерть) и поэтому могут приписать конец (цель) машинам, например, чтобы насытить кислородом в отделениях интенсивной терапии. Попробуйте представить отделение интенсивной терапии без людей: это было бы бессмысленно, и можно было бы задаться вопросом, стоит ли это сохранить.
Теперь подумайте о Сети без людей, и вы увидите важную роль, которую каждый из нас играет в отношении автоматизации, которая в основном подпитывается профилированием человеческого поведения и потребностей, управляемым интернет-платформами.
Короче говоря, производство, как механическая часть человечества, предназначено для автоматизации, тогда как потребление, как собственно человеческий факт, не может быть автоматизировано каким-либо образом по причинам не этического, а онтологического характера.
Потребление — это не только сотрудничество пользователей в производстве: оно является конечной целью всего производства. Если бы человечество внезапно обнаружило, что у него нет потребностей, удовлетворяемых за счет потребления, вся документальная система рухнула бы. Чахотка сопровождает нас до последнего дня и даже после того, как мы обратились с обременительными просьбами о наших похоронах. В этом контексте потребление является не современным суррогатом пороков капитала, а органической потребностью, включенной в социо-технический контекст, которая порождает всевозможные подкрепления, дополнения и метаморфозы потребности, которые превращают ее в желание, амбиции, роскошь, расточительство, культуру.
Однако это важнейшее обстоятельство будет оставаться скрытым до тех пор, пока потребление не будет переосмыслено как труд.
Нам больше не нужны рабочие (это хорошо для них), но нам нужны люди, в том числе те люди, которые до недавнего времени признавали себя только производителями. Исключение рабочих из производства никоим образом не означает, что люди больше не способны производить стоимость. Машинам всегда нужен кто-то – живое существо и чаще всего человек – чтобы дать им цель. Это касается чего угодно – часов, ножа, терки для сыра, компьютера, мобильного телефона. Попытайтесь представить мир без людей и спросите себя, какую цель тогда преследовал бы автомобиль или зарядное устройство.
В этом заключается огромная и недооцененная сила человечества. Возможно, что рано или поздно появится механический способ производить и распространять что угодно, но даже совершенная машина была бы совершенно бесполезна в отсутствие людей.
Это означает, если задуматься, что мы в буквальном смысле являемся хозяевами пара, повелителями машин, хотя по какой-то причине – обычно связанной с желанием освободиться от собственной инерции или ошибок – мы чаще всего склонны думать себя рабами автоматизации.
Цифровая система благосостояния, которую я предлагаю в этой книге, должна пройти через образование, которое научит нас находить новые имена и новые формы, более толерантные и справедливые, для удовлетворения человеческих потребностей в безопасности, идентичности и проекции в будущее, которое в прошлом были признаны в этих старых именах. И, прежде всего, он научит нас, как превратить время, предоставленное нам автоматизацией, в возможность для прогресса. Таким образом, Сеть перестанет быть машиной недовольства и станет инструментом равноправия. Ведь именно это и предполагалось в первоначальных и наивных мечтах его изобретателей, и именно таким он может и должен стать снова.
Содержание книги
Пролог: Новый мир
Инструкция по использованию
1. Революция: что такое Интернет?
1.1. Гистерезис
1.1.1. Запись: сеть перед сетью
1.1.2. Итерация: от живого труда к мертвому труду
1.1.3. Изменение: от практики к poiesis
1.1.4. Прерывание: диалектика хозяина и слуги
1.2. Коперниканская революция
1.2.1. От сети Птолемея к сети Коперника
1.2.2. Инфосфера
1.2.3. Документосфера
1.2.4. Биосфера
1.3. Разгадка тайны товарной формы
1.3.1. Информация
1.3.2. Хранение
1.3.3. Профилирование
1.3.4. Автоматизация
1.4. Тайна труда
1.4.1. Разрежение
1.4.2. Распространение
1.4.3. Мобилизация
1.4.4. Что значит «работать»?
2. Откровение: кто мы?
2.1. Основание: Отзывчивость
2.1.1 Синдром Руссо
2.1.2 Неприспособленное животное
2.1.3 Душа и автомат
2.1.4. Отзывчивое животное
2.2. Дополнение: Протез
2.2.1. Посох Эдипа
2.2.2. Удобно, все очень удобно
2.2.3. Эпиметей и Прометей
2.2.4. Фауст и Мефистофель: происхождение капитала
2.3. Документ: Капитал
2.3.1. Что значит «капитализировать»?
2.3.2. Человеческий капитал: технологии и технологии
2.3.3. Документ капитала
2.3.4. Докумедийная столица
2.4. Памятник: Значение
2.4.1. Золото и категорический императив
2.4.2. Расчет
2.4.3. Долг
2.4.4. Заслуга
3. Спекуляции: откуда мы?
3.1. Онтология: запись
3.1.1. Отражение
3.1.2. Независимость
3.1.3. Постоянство
3.1.4. Появление
3.2. Технология: Итерация
3.2.1. Капитализация
3.2.2. Компетенция
3.2.3. Понимание
3.2.4. Воплощение
3.3. Эпистемология: изменение
3.3.1. Носители истины
3.3.2. Создатели истины
3.3.3. Рассказчики истины
3.3.4. Пользователи истины
3.4. Телеология: Прерывание
3.4.1. Конец
3.4.2. Смысл
3.4.3. Намерение
3.4.4. Повествование
4. Переоценка: куда мы идем?
4.1. Деконструкция. Другая сторона холма
4.1.1. Рабы природы
4.1.2. Мастера техники
4.1.3. Политическая жертва
4.1.4. Коммунизм реализован
4.2. Анализ: прибавочная стоимость документов
4.2.1. Прибыль и прибавочная стоимость
4.2.2. Собственные документы
4.2.3. Капитализируемые документы
4.2.4. Денежные документы
4.3. Действие: Борьба за признание
4.3.1. Ценностная мобилизация
4.3.2. Если он записан, он имеет значение
4.3.3. Если оно имеет стоимость, то это труд
4.3.4. Если это труд, он должен быть признан
4.4. Искупление: Webfare
4.4.1. Кому платить? Как? Зачем?
4.4.2. Расходы
4.4.3. Образование
4.4.4. Изобретение