The Image of the City. Кевин Линч. MIT Press 1960 г.
Классический труд по оценке формы города.
Что на самом деле означает форма города для людей, которые там живут? Что может сделать градостроитель, чтобы образ города стал более ярким и запоминающимся горожанам? Чтобы ответить на эти вопросы, г-н Линч, опираясь на исследования Лос-Анджелеса, Бостона и Джерси-Сити, формулирует новый критерий — имиджевость — и показывает его потенциальную ценность в качестве руководства для строительства и восстановления городов. Широкий охват этого исследования приводит к появлению оригинального и жизненно важного метода оценки формы города. Архитектор, планировщик и, конечно же, горожанин – все захотят прочитать эту книгу.
Связь классической и информационной архитектуры
Эту книгу специалисты часто называют «Библией городского планирования». Кевин Линч создал свой метод более 50 лет назад, и они практикуются до сих пор, пользуясь огромным доверием. Это говорит о том, насколько продвинутым был его способ помыслить и увидеть пространство. Этот подход мы можем использовать при проектировании наших цифровых пространств, ведь именно здесь сейчас проводят большую часть своего времени современные жители городов.
Города от Бостона до Лос-Анджелеса спроектированы на основе идей, упомянутых в этой книге. Эту книгу необходимо прочитать всем, кто хотя бы отдаленно интересуется проектированием пространств, городским развитием и дизайном. Это поможет по-новому взглянуть на такие аспекты архитектуры, которые раньше не попадали в фокус вашего внимания. После чтения этой книги вам понравиться рассматривать городские аспекты территорий и выяснять, как идеи Кевина Линча проявляются в конкретном пространстве, реальном и цифровом.
Цитаты и отзывы
Читать Кевина Линча — все равно, что купить новые очки. В вашем окружении на самом деле ничего не изменилось, но вы видите вещи по-другому. Разборчивость или читаемость — важная часть навигации по городскому ландшафту. Чтобы изучить это, «мы должны рассматривать не только город как вещь сам по себе, но и город, воспринимаемый его жителями».
Город — это постоянно растущий опыт. Двигаясь по городу, вы воспринимаете вещи все более и более. «В каждый момент существует больше, чем может увидеть глаз, больше, чем может услышать ухо, обстановка или вид, ожидающие изучения. Ничто не переживается само по себе, но всегда в связи с его окружением, последовательностью событий, ведущих к вплоть до этого, память о прошлом опыте».
Всегда есть что добавить к вашему восприятию города. Эти воспоминания и опыт города становятся значимыми для людей, которые там живут. Для Линча визуальное качество города и связанные с ним мысленные образы имеют первостепенное значение при изучении городского ландшафта.
Город можно считать очень важным и мощным символом общества. В «Образе города» Линч исследует города Бостон, Джерси-Сити и Лос-Анджелес, раскрывая знания жителей и то, как они видят свой город. Когда любого человека просят описать город, он скажет, что город — это совокупность «улиц, зданий, тротуаров, мостов», но Линч предпочитает описывать город как взаимосвязанное соединение путей, краев, районов, узлов и ориентиров.
Пути — это каналы, по которым движется наблюдатель и которые составляют преобладающий элемент его изображения, тогда как края — это линейные элементы, которые не являются путями — это боковые ссылки, иногда границы. Районы, узлы и достопримечательности также являются заметными частями города.
Районы — это части города, в которые «входит» человек и которые имеют идентифицирующие характеристики. Узлы — это точки в городе, которые можно использовать в качестве пунктов назначения или достопримечательностей, например транзитных станций. Ориентиры служат той же цели, что и узлы; однако они являются физическими объектами, узлами которых могут быть площади, перекрестки или парковые зоны.
«Особенная и разборчивая среда не только обеспечивает безопасность, но и повышает потенциальную глубину и интенсивность человеческого опыта». Образ окружающей среды связывает человека с местом и дает ощущение или эмоциональную безопасность. Образ окружающей среды состоит из трех компонентов: идентичности, структуры и значения. Сначала вы должны идентифицировать объект, затем определить пространственное или шаблонное отношение и присвоить ему эмоциональную ценность.
Важность, которую вы придаете ландшафту или месту, называется образом окружающей среды. Линч утверждает, что существует два аспекта образа окружающей среды: что различно в окружающей среде, а также то, что думает наблюдатель и какое значение он связывает со своим окружением. «Люди наблюдают за городом, перемещаясь по нему, и вдоль этих путей располагаются и соотносятся другие элементы окружающей среды».
В ходе опросов и интервью в этих городах Линч обнаружил, что люди склонны приспосабливаться к своему окружению и формулировать модели поведения и идентичность на основе того, что они видят и испытывают каждый день. Люди придают большое значение своим личным образам окружающей среды, и это может влиять на их реакцию на изменения.
Как планировщики, «мы постоянно пытаемся организовать наше окружение, структурировать и идентифицировать его». При проектировании городов всегда важно осознавать важность удобочитаемости и экологического имиджа. «При перестройке городов должна быть возможность придать им форму, которая будет способствовать этим организационным усилиям, а не мешать им».
Где посмотреть книгу
Амазон