Темная материя и троянские кони. Словарь стратегического дизайна

Автор: Ден Хилл (Dan Hill). Dark matter and trojan horses. A strategic design vocabulary. Издательство: ‎Strelka Press (2012 г.)

Отлично подходит для понимания невидимой структуры общества и того, как хороший дизайн может на нее повлиять. Дэн Хилл предлагает переосмыслить стратегию, которую дизайнеры используют для осуществления изменений на всех уровнях. Его особенно интересует формирование политики и сложных систем. Тематические исследования воплощают в жизнь часто неосязаемую природу некоторых практик стратегического проектирования и помогают читателю увидеть, как они могут проявиться в реальных проектах. Обязательно к прочтению всем, кто утверждает, что работает в области стратегического дизайна.

Темная материя и троянский конь

 Хорхе Аранго: «…когда у меня берут интервью и задают полезный (и показательный) вопрос: какую книгу вы дарите чаще всего? Мой ответ на этот вопрос — «Тёмная материя и троянские кони» Дэна Хилла, эссе о стратегическом дизайне. Вероятно, я цитировал, рекомендовал и дарил эту короткую книгу чаще, чем любую другую, в основном другим дизайнерам».

Основная мысль эссе заключается в том, что дизайн полезен не только для создания отличных продуктов и услуг (по сути, это решения заранее определенных — и часто плохо определенных проблем.) Вместо этого дизайн может помочь нам решить широкий спектр неприятных проблем на социальном и организационном уровнях.

Поскольку традиционные решения терпят неудачу, требуется новая культура принятия решений. Стратегический дизайн — это применение принципов традиционного дизайна к «общей картине» системных задач и он ориентирован на системную перестройку культуры принятия решений на индивидуальном и институциональном уровнях, и особенно применительно к тому, что мы можем считать основными проблемами 21 века — здравоохранению, образованию, социальные услуги, более широкое понятие государства всеобщего благосостояния, изменение климата, устойчивость и устойчивость, устойчивое экономическое развитие, налогово-бюджетная политика, неравенство доходов и бедность, социальная мобильность и равенство, иммиграция и многообразие, демократическое представительство и так далее.

Автор книги

Ден Хилл

Ден Хилл (Dan Hill)
Директор по стратегическому дизайну Vinnova, инновационного агентства шведского правительства. Ранее он занимал руководящие должности в области дизайна в Arup Digital Studio, Future Cities Catapult, Fabrica, Sitra и BBC. Автор, консультант и общественный деятель в области архитектуры. Успешно доказывает, что стратегический дизайн на самом деле является «вещью», а приведенные примеры актуальны и достойны независимого дальнейшего изучения. Эта книга заставит вас задуматься на длительный период времени и сразу же использовать некоторые идеи из этой книги в своей повседневной работе.

Примечания к книге от информационного архитектора Хорхе Аранго

В этой небольшой книге Дэн Хилл излагает новый словарь дизайна, который необходимо внедрить в высшие эшелоны корпоративной власти. Он утверждает, что эффективный дизайн все чаще означает участие в беспорядочной политике – «темной материи», – происходящей над головой дизайнера. А это может означать перепроектирование организации, которая вас нанимает.

В «традиционных» подходах к проектированию отсутствуют концепции, необходимые для эффективных мер, которые могут быть заложены в систему в виде структуры, готовой к будущим изменениям. Вот тут-то и появляется «стратегический словарь» подзаголовка: книга предлагает таксономию стратегических концепций, таких как «Макгаффин»

  • «артефакт, который будет мотивировать различных участников создавать богатый полезный опыт для аудитории и обеспечивать стратегические результаты путем обращения к контексту»,
  • материя против «мета» (дизайнерские формы проекта против контекста, в котором они существуют),
  • троянский конь («артефакт, несущий в себе «скрытые» стратегические элементы»),
  • платформа (вещь, которую нужно спроектировать) не как разовый случай, а как платформа для будущих подобных пьес) и
  • слой (по Стюарту Брэнду и др .).

Возможно, наиболее важным из этих терминов является темная материя, «организационная культура, политическая среда, рыночные механизмы, законодательство, финансовые модели и другие стимулы, структуры управления, традиции и привычки, местная культура и национальная идентичность, среда обитания, ситуации и события, которые решения принимаются внутри».

В случае появления зловещих проблем эти силы, которые «иногда спрятаны глубоко внутри организационного культа или политической среды», оказываются более мощными, чем более очевидные (поверхностные) силы, которые проектировщики обычно считают своей сферой деятельности.

Стратегические вмешательства могут быть более эффективными инициаторами перемен, чем более широкие (часто абстрактные) инициативы по изменению политики, а их дизайн хорошо подходит для создания мер, которые двигают ситуацию в правильном направлении. В книге представлено несколько тематических исследований таких вмешательств.

Dark Matter и Trojan Horses предлагают подход к решению сложных проблем, подталкивая дизайнеров к определению «архитектуры проблемы» («ставить под сомнение вопрос, при необходимости переформулировать»).

Движение к системной устойчивости требует более широкого понимания того, чему служит дизайн; это требует, чтобы дизайнеры справились с реальной политикой сложных проблем. Эта книга расширяет наш взгляд на дизайн и предлагает концептуальные инструменты для работы в этом незнакомом ландшафте. Это призыв к действию для дизайнеров заняться решением неотложных проблем, с которыми сегодня сталкивается наш мир, на уровнях, на которых мы можем добиться значимых изменений.

Информационная архитектура как MacGuffin

САЛЛАХ: Инди, у тебя нет времени. Если ковчег вам все еще нужен, его загружают в грузовик, отправляющийся в Каир.

ИНДИАНА ДЖОНС: Грузовик? Какой грузовик?

Этот диалог из фильма «Рейдеры утраченного ковчега» (1981) приводит к одной из самых захватывающих автомобильных погонь в истории кино, в которой наш герой, Индиана Джонс, пробивается к упомянутому выше транспортному средству. На борту грузовика находится Ковчег Завета, который нацисты пытаются тайно вывезти из Египта, чтобы их босс — Адольф Гитлер — мог использовать его для захвата мира.

Темная материя и троянские кони. Словарь стратегического дизайна
Ковчег Завета, который скоро будет забыт, везут к месту последнего упокоения в конце фильма «Рейдеры утраченного ковчега». © Лукасфильм

Звучит как очень важная вещь, не так ли? Ну, это не так. (Внимание, спойлер!) К концу фильма ковчег в ящиках привозят на невзрачный правительственный склад, набитый такими же ящиками, насколько хватает глаз.

Вывод: эта вещь, о которой мы только что думали пару часов, скоро будет забыта — как и должно быть. Вы не хотите, чтобы зрители пошли домой, думая о последствиях появления в мире чего-то столь же могущественного, как ковчег.

Ковчег в «Рейдерах» — отличный пример того, что в кино известно как Макгаффин. Впервые я узнал о Макгаффинах из превосходной книги Дэна Хилла «Темная материя и троянские кони: словарь стратегического дизайна». Альфред Хичкок придумал эту концепцию, а «Темная материя и троянские кони» представляют ее, используя собственные слова Хичкока:

Макгаффин, которого вы видите в большинстве фильмов о шпионах. Это то, что ищут шпионы. Во времена Редьярда Киплинга это были планы форта на Хайберском перевале. Это могут быть планы авиационного двигателя и планы атомной бомбы, да что угодно. Так всегда называют то, о чем переживают актеры на экране, но не волнует зрителей… Это тот механический элемент, который обычно возникает в любой истории.

Другими словами, Макгаффин — это элемент, вокруг которого вращается история, то, чего хотят все в фильме, что приводит в движение события. Как таковое, оно занимает центральное место в фильме, но не потому, что оно важно само по себе. Напротив, это важно, потому что это катализатор, ускоряющий развитие истории; оправдание происходящему. К концу истории с Макгаффином можно будет покончить — если возможно, отправить его в забвение.

Мне нравится идея MacGuffins, потому что она дает название чему-то важному, с чем я сталкивался много раз в своей карьере: объект дизайн-проекта как катализатор серии (часто сложных) разговоров об изменениях в методах организации и ее места в мире. Возможно, рынок изменился, и компания должна адаптироваться или как-то отреагировать. Возможно, компания внедряет новую услугу или один из ее продуктов превращается в платформу.

Какой бы аспект бизнеса ни менялся, эти разговоры сложны, потому что они касаются расплывчатых (и часто противоречивых) представлений о будущем. В таких ситуациях заинтересованным сторонам часто приходится действовать, имея слишком мало информации; возможно, что это не более чем догадка. Они могут чувствовать угрозу. Осуществление изменений в таких условиях может быть неоднозначным и запутанным. Часто это также критически важно, а иногда и срочно. Что необходимо, так это предоставить заинтересованным сторонам возможность вести эти дискуссии в ясной форме, избегая политических колебаний, которые характеризуют обычный ход бизнеса.

Возможно вы участвовали в проектах, заявленной целью которых является изменение или улучшение навигационной структуры веб-сайтов. Большинству этих проектов предшествует важная трансформация, которую должна предпринять организация. Например, бизнес может переходить от модели, ориентированной на продукт, к модели, ориентированной на услуги.

Информационная среда организации — это то место, где клиенты соприкасаются с ее предложениями, поэтому определение новой структуры сайта становится катализатором сложных дискуссий, которые будут определять не только ее навигационные системы.

Поскольку он служит интерфейсом бизнеса, дизайн веб-сайта или структуры приложения может быть прокси для дизайна структур бизнеса и взаимодействия его компонентов. В большинстве случаев возиться с дизайном веб-сайта гораздо менее рискованно (и, следовательно, менее опасно), чем возиться с самим бизнесом. Таким образом, проект редизайна веб-сайта предлагает заинтересованным сторонам безопасное пространство для обсуждения возможных новых направлений развития компании. Это также позволяет им реально подтвердить жизнеспособность этих направлений.

Такие проекты создают огромную ценность по двум причинам.

  • Во-первых, и это наиболее очевидно, они приводят к созданию новых навигационных структур, которые лучше соответствуют развивающемуся контексту бизнеса. Клиентам будет легче находить и понимать вещи, а также лучше понимать, как организация может удовлетворить их потребности.
  • Во-вторых — и, возможно, это самое главное — такие проекты предлагают заинтересованным сторонам (относительно) безопасный повод для критических дискуссий, которые повлияют на направление бизнеса в целом.

Процесс определения новой организационной модели информационной среды ускоряет разговоры об инфраструктуре управления, которая сделает такую ​​структуру осуществимой.

Процесс работы над информационной архитектурой может привести к созданию новой навигационной системы, которая упростит использование веб-сайтов и приложений компании.

Но этот процесс может также показать, что предлагаемое новое направление нежизнеспособно. В последнем случае «дизайн», созданный проектом, может быть отложен на полку, чтобы позволить команде перейти к следующему приключению, подобно тому, как Ковчег Завета был отложен на полку в конце «Рейдеров».

Но это не значит, что оно не имело никакой ценности. Фактически, это путешествие всегда будет приводить к открытиям, которые позволят заинтересованным сторонам действовать с большей ясностью и уверенностью, приступая к будущим исследованиям (источник).

Отзывы о книге

Эту книгу мне порекомендовал футурист. Это повлияло на мою ментальную модель стратегической работы в незначительном, ощутимом и ценном смысле. Я прочитал ее за день, в напряженное время, когда мне хотелось отложить ее. Я также смотрел презентацию автора на YouTube с некоторыми пересекающимися материалами. Книга получилась по смыслу другой и более эффективной, но изложение красочное, насыщенное картинками, динамичное. Эти идеи и аргументы требуют времени, чтобы укорениться и прорасти в моей практике.

Из этой книги можно сделать много выводов, она заставит вас задуматься на длительный период времени. Лично я смог сразу же использовать некоторые идеи из этой книги в своей повседневной работе консультантом по информационным технологиям, поэтому книга актуальна для этих областей деятельности, а не только для дизайнеров. Я покупал эту книгу более 50 раз и дарил ее многим людям, которых уважаю в бизнесе.

Тексты статей Дена Хилла

Курирование и адаптация: Онтограф

Вы дочитали статью до конца, видимо вас так же интересует эта тема. Пожалуйста, поставьте оценку пользы для вас этого материала.
Если у вас есть свои идеи по теме, напишите в комментариях — мы с радостью возьмем на вооружение и улучшим этот материал с пользой для других читателей.

Оцените автора
Онтограф
Добавить комментарий