Автор: Стюард Брэнд. How Buildings Learn: What Happens After They’re Built. Издатель: Penguin Books (1995 г.).
Брэнд рассматривает структуры, состоящие из разных слоев, которые взаимодействуют друг с другом с разной скоростью, и рассматривает адаптивную структуру здания, которая обеспечивает это «проскальзывание» между системами с разным темпом, так что такая структура «обучается» и совершенствуется с течением времени, оставляя здание актуальным долгие десятилетия.
Когда строительство здания завершено, это еще не конец его истории. Здания улучшаются со временем больше, чем любые другие творения человека, если им это позволить. Здания адаптируются, постоянно совершенствуясь и изменяя форму своих обитателей, и таким образом архитекторы могут стать художниками времени, а не просто художниками пространства.
По иронии судьбы, эта книга мало что изменила в архитектуре, куда была направлена ее антимодернистская инвектива, хотя и с весьма разной точностью, но она оказала большое влияние на мышление интернет-платформ, проектирование взаимодействия и разработку программного обеспечения.
– Ден Хилл, автор книги Темная материя и троянские кони. Словарь стратегического дизайна
Автор книги
Стюард Брэнд
Писатель, изобретатель, дизайнер, лауреат Национальной книжной премии за каталог Whole Earth, премии Элиота Монтролла за Медиа-лабораторию, премии «Золотой Овод» за годы работы редактором CoEvolution Quarterly. По образованию биолог и армейский офицер, он был одним из первых мультимедийных художников. Он создал ряд устойчивых организаций, в том числе турниры новых игр, конференцию хакеров и The WELL, ведущую компьютерную конференц-систему. Соучредитель Global Business Network, футуристической исследовательской организации, развивающей «искусство дальновидности».
Основные идеи
Узнайте, как структуры становятся живыми организмами, сформированными людьми, населяющими их, и узнайте, как архитекторы могут использовать силу времени для создания непреходящих произведений искусства через взаимосвязанные миры дизайна, функций и человеческой изобретательности.
Бренд утверждает, что лучшие здания строятся из недорогих стандартных конструкций, с которыми люди знакомы и которые легко модифицировать. Таким образом, люди могут постепенно изменять свои здания в соответствии со своими потребностями. Один из его примеров — здание 20 в Массачусетском технологическом институте. Брэнд заявляет, что поставка простых, недорогих, легко модифицируемых зданий является ключом к инновациям и экономическому росту. Он подразумевает, что растущий рынок недвижимости может на самом деле замедлить инновации и создать сообщество, менее ориентированное на человека. Среди прочего, в книге подробно описывается понятие сдвигаемых слоев.
Бренд подчеркивает ценность органического здания, основанного на четырех стенах, которое легко менять, расширять и расти, как идеальную форму здания. Этот выбор традиционной коробчатой конструкции в качестве оптимальной структуры ставит его в прямой контраст с такими мыслителями, как Бакминстер Фуллер , которые предлагали геодезический купол как лучшее решение для зданий.
От соединенных между собой фермерских домов Новой Англии до медиа-лаборатории IM Pei, от эволюции бунгало до изобретения стиля Санта-Фе, от излишков военных зданий на Лоу-Роуд до классической английской школы Хай-Роуд, такой как Чатсуорт, — это далеко идущий обзор неизведанного существенная территория.
Идея слоёв с разным жизненным циклом
Идея СДВИЖЕНИЯ СЛОЕВ является одной из центральных частей книги. Брэнд, в свою очередь, синтезировал свои идеи из различных источников, в том числе из британского дизайнера Фрэнка Даффи и эколога Р. В. О’Нила.
Наш основной аргумент заключается в том, что здания не существует. Правильно задуманное здание — это несколько уровней (слоёв) долговечности построенных компонентов. Иначе медленные системы блокируют поток быстрых, а быстрые разрывают медленные своими постоянными изменениями.
— Брэнд цитирует слова Даффи
Брэнд разделил предложенные Даффи уровни на следующие 6 слоёв: Сайт, Структура, Оболочка, Услуги, Космический план и прочее.
Эти слои изменяются с разной скоростью. Сайт, говорят, вечен. Конструкция может прослужить от 30 до 300 лет. Кожа служит около 20 лет, так как реагирует на стихию и капризы моды. Услуги поддаются износу и техническому устареванию быстрее – через 7–15 лет. Планы коммерческих помещений могут пересматриваться каждые 3 года. Вещи, конечно, подвержены постоянным изменениям.
Сайт имеет географическое расположение. Конструкция – это несущие элементы, такие как фундамент и каркас. Кожа — это внешняя поверхность, такая как сайдинг и окна. Службы — это кровеносная и нервная системы здания, такие как отопительная установка, проводка и водопровод. План помещения включает в себя стены, полы и потолки. Вещи включают лампы, стулья, бытовую технику, доски объявлений и картины.
Перенос идеи сдвига слоёв в область культуры, создания систем управления и софта
Брэнд перенес свою диаграмму слоев за пределы зданий в область культуры, рассматривая управление как слой внутри глобальной системы сдвига слоев. «Сдвиг и скольжение» в этом контексте описывают форму обмена информацией. Аналогичным образом, Стивен Джонсон писал о том, что генеративная платформа опирается на идею сложенных слоев или «стеков платформ», в которых культурное и научное развитие, а также Интернет полагаются на определенную форму слоев информационного обмена (Johnson, 2010).
Отзывы читателей книги
Эту книгу мне порекомендовал учитель информатики. Прочтите это как архитектуру компьютерной системы (сайт), аппаратного обеспечения (структура), программное обеспечение и настройки (оболочка/сервисы), а также пользователей и данные (космический план и прочее), и это имеет смысл! Дал мне совершенно новое представление о компьютерных системах и архитектуре. Я никогда не буду смотреть так же, как прежде. Как и другие рецензенты, я часто возвращаюсь к этой книге и во время путешествий уделяю время тому, чтобы заметить, как здания учатся.
Удивительно, что книга, изданная в середине девяностых, до сих пор собирает регулярные рецензии — это кое-что говорит о непреходящей привлекательности и качестве работ Брэнда. Впервые я купил эту книгу в середине девяностых и с тех пор раздаю ее коллегам. На мой взгляд, книга прекрасно рассказывает об архитектуре и о том, как развивается наша искусственная среда, но меня это не привлекает. Как ученый-компьютерщик, я очарован более общими уроками, которые можно извлечь из этой книги о сложных системах, взаимодействии между их временными уровнями и о том, как понимание этого может привести к улучшению проектирования систем во множестве областей. Я применил эти уроки в различных областях — от разработки программного обеспечения до организационных и культурных изменений, и я чувствую, что важность этой книги — как и «Вневременной способ строительства» Александра — выходит далеко за рамки архитектуры. Если вы участвуете в развитии организаций, программного обеспечения, городов или зданий, вы не пожалеете, что потратили время на ее прочтение.
Множество отличных фотографий «до» и «после». Много дискуссий о том, что архитектура и строительство идут не так, как надо. Люди в этих отраслях, как правило, недальновидны и принимают некоторые глупые решения, которые вызывают разочарование у жильцов здания на долгие годы вперед. Эта книга переориентирует читателя на долгосрочный взгляд на то, что делает здание хорошим.
Стюарт Брэнд имеет заслуженную репутацию дальновидного иконоборца. Основатель Каталога Whole Earth бросает вызов нашим предубеждениям на протяжении многих лет. В книге «Как учатся здания» он применяет свои отточенные аналитические и футуристические способности к архитектуре и строительству.
Эта книга преимущественно синтетическая по своей направленности. Здесь нет каких-либо совершенно новых идей, но существует множество мощных методов и способов мышления из других дисциплин, которые Бранд применил для решения проблемы строительства зданий, выдерживающих испытание временем. Те, чье прошлое не так разнообразно, как у Брэнда (а чье оно на самом деле?), столкнутся со многими нетрадиционными способами мышления о зданиях. Читатель уйдет с сильным ощущением возможностей и более глубоким пониманием искусственной среды.
Являетесь ли вы экспертом или просто интересуетесь структурами, которые мы строим вокруг себя, вы найдете много интересного в этом заставляющем задуматься исследовании зданий во времени. Сегодня она так же актуальна и революционна, как и тогда, когда она была опубликована.
Я давно взял эту книгу в библиотеке, и она полностью изменила мой взгляд на дома. Прочтите, и вы поймете, почему старые дома всегда интереснее новых.
В моем случае я купил эту книгу еще раз, потому что планирую построить свой дом за пару месяцев и не хочу, чтобы это был еще один дом, который развалится через 20-30 лет, потому что он бесполезен и/или уродлив.
Стюарт Брэнд дотошный и наблюдательный человек, у него потрясающий взгляд на построенный мир в его связи со временем. Я буду читать больше его работ, как только у меня будет время.
Книга пользуется популярностью среди дизайнеров, архитекторов и разработчиков программного обеспечения. Это то же самое, что «Дизайн повседневных вещей» и «Вневременной способ строительства».
Резюме
Если вы когда-либо жили или работали – и страдали – в здании, спроектированном звездным архитектором (или его подражателем — различия в пригодности для проживания между ними, как правило, невелики), книгу Брэнда необходимо прочитать. Не будучи сам архитектором, он смотрит прежде всего на функциональные аспекты зданий, как мест проживания и мест работы. Затем в книге рассматривается, как требования к зданиям меняются с течением времени и какие здания лучше всего адаптируются / какие подходы использовать, чтобы облегчить процесс адаптации для жителей.
Бренд призывает к адаптируемой и пригодной для жизни архитектуре, к зданиям, которые можно легко перепрофилировать в соответствии с постоянно меняющимися потребностями жителей и которые могут расти соответствующим образом и разумно. Основное внимание также уделяется функциональности в том смысле, что она должна иметь приоритет над стилистическими проблемами, особенно теми, которые достигаются за счет функционального обеднения зданий. В соответствии с названием не только расширения и реконструкция описаны очень подробно, автор также уделяет достаточно внимания содержанию, техническому обслуживанию и соответствующему проектированию, чтобы учесть эти аспекты уже на этапе строительства.
Помимо того, что это очень хорошо иллюстрированная книга (множество изображений эволюции одних и тех же зданий с течением времени) и легко читаемая книга, во многих случаях ее можно использовать как основу, а также практическое руководство при самостоятельном принятии строительных решений. Возможно, он не скажет вам конкретно, какой материал и дизайнерское решение лучше всего подходят для каждого случая (даже если он часто дает дельные советы), но, что более важно, он устанавливает некоторые очень надежные основы, которым должен следовать ваш архитектор, если вы хотите получить здание, которое будет хорошо работать и продолжать хорошо работать для своих пользователей в течение длительного периода времени.
Возвращаясь к вступительному заявлению, я очень надеюсь, что что-то вроде этой книги войдет в основную учебную программу архитектурного образования — профессия имела бы долгий путь к искуплению себя, если бы практики были в целом осведомлены о целостном подходе к архитектурному образованию. Что касается звездных архитекторов, то мне бы хотелось, чтобы их заставили выучить все наизусть, от корки до корки, прежде чем им снова позволят спроектировать хоть какую-то уборную.