Однажды я работал с заинтересованным лицом, которое увлекалось цифрами. Мы перепроектировали основную навигационную систему компании. Мы планировали провести количественные испытания новых структур, но их оказалось недостаточно. Наша заинтересованная сторона хотела принимать решения, основанные на точных данных. Я почувствовал, что это был призыв к уверенности; способ развеять критику в адрес произведения, обеспечить прикрытие в жесткой политической обстановке.
Хорхе Аранго
Информационный архитектор, консультант, автор и педагог. Последние 25 лет он использовал архитектурное мышление, чтобы внести ясность и согласованность в цифровые продукты и услуги. Хорхе также преподает в программе интерактивного дизайна для выпускников Калифорнийского колледжа искусств.
Уверенность – непростое стремление
Дизайн по определению неопределенен: вы пытаетесь придать осязаемую форму возможному будущему, чтобы можно было его протестировать. Вы приступаете к этому, зная, что ранние итерации будут неправильными. Вся суть в том, чтобы запустить цикл обратной связи, который приведет к чему-то хорошему.
Откуда ты знаешь, что это хорошо?
Потому что это чувство развивается в результате взаимодействия с реальным миром. Вы представили это (или что-то, что выглядит, ощущается и работает так же) реальным людям, вы видели, как они это используют, вы изменили это, основываясь на их реакции. В какой-то момент процесса у вас появится уверенность в выбранном направлении. (Только уверенность; никогда уверенность.)
Ранние стадии нечеткие
Да, данные могут помочь — в основном, чтобы дать вам представление о текущем контексте. Но данные не могут диктовать направления проектирования. Это требует дизайнерского интеллекта, опыта и мастерства. (Возможно, настанет день, когда алгоритмы смогут выполнять часть этой работы, но сегодня их здесь нет). Это то, что дизайнеры называют абдуктивным рассуждением.
В своей книге «Дизайнерские способы познания» Найджел Кросс представляет эту концепцию, противопоставляя ее индуктивным и дедуктивным рассуждениям:
Философ Чарльз Сандерс Пирс предположил, что «дедукция доказывает, что что-то должно быть; индукция показывает, что что-то действительно действует; похищение просто предполагает, что что-то может быть». Следовательно, это логика предположений… Таким образом, способность к проектированию основана на решении нечетких проблем путем принятия стратегии, ориентированной на решение, и продуктивного или аппозиционного стиля мышления.
Дизайн как стратегия решения
Мне нравится этот образ дизайна как стратегии, ориентированной на решение. Это предполагает, что, хотя целью является ясность, для ее достижения необходимо иметь дело с нечеткостью. В идеале процесс переходит из неоднозначного состояния в более четкое и детальное. В ходе проекта вы лучше поймете, в чем заключается решение.
В книге «Design Unbound» Энн Пендлтон-Джуллиан и Джона Сили Брауна абдуктивные рассуждения описываются следующим образом:
[это] часто понимают как гипотетическое рассуждение «наилучшего предположения» — форму логического вывода, в которой наблюдение приводит к гипотезе, которая могла бы объяснить наблюдение. Затем гипотезу можно проверить. При похищении человек ищет самое простое и наиболее вероятное объяснение, не имея достаточного количества фактов для уверенности.
Это рискованно и страшно
Дизайнеры должны признать, что работать таким образом может быть страшно, особенно в проектах, реализуемых в сложных условиях и/или где многое поставлено на карту. Это пугает, потому что в этом процессе много неопределенности, особенно на ранних этапах, и люди, чья работа находится под угрозой, захотят максимально снизить неопределенность.
Это пугает еще и потому, что для этого необходимо доверять людям, руководящих процессом; нет никакого прикрытия в цифрах. Положительная сторона: абдуктивное мышление может помочь командам умело решать сложные, плохо определенные проблемы. Это может привести к хорошему решению быстрее, чем любой другой известный мне подход. Заметьте, я не говорил, что это приведет к идеальному решению — для сложных задач такого не бывает.
Курирование и адаптация: Онтограф